«Самое главное в платье — это женщина, которая его надевает».
Ив Сен-Лоран — дизайнер, заслуживший безраздельную любовь всех прогрессивных женщин второй половины XX столетия. Стараниями эксцентричного француза женская мода стала демократичнее: Сен-Лоран был первым, кто открыл бутик готовой одежды, избавив своих клиенток от многочасовых примерок тяжеловесного кутюра.
Наряды от Сен-Лорана стали синонимом эмансипации, и речь, конечно, не только о знаменитом Le Smoking 1966 года — классическом примере заимствования из мужского гардероба. Сен-Лоран практически единолично изобрел стиль сафари, позволив женщинам облачиться в самый мужественный из мужских костюмов — костюм охотника.
Да, Ив Сен-Лоран сильно изменил жизнь женщин. Так же сильно, как женщины изменили его самого.
Теперь уже кажется, что по-другому и быть не могло. Вся жизнь Ива Сен-Лорана проходила в окружении женщин, а первой и главной была мама Люсьен. Ив родился в алжирском Оране, где его родители поселились задолго до его рождения, чтобы круглый год наслаждаться ярким солнцем, теплым морем и вечнозеленой природой. Люсьен была фантастически красивой женщиной, и именно она и стала той искрой, что зажгла в юном художнике интерес к моде. Днем она носила блузки с идеально накрахмаленными юбками, а вечерами облачалась в длинные платья, сочетая их с парой каблуков. Юный Ив, ежедневно разглядывая гардеробную матери, повторял ее образы в нарядах для бумажных кукол, а после — еще и на сестрах Мишель и Брижит.
Люсьен первой разглядела талант сына. Каждую субботу она и Ив шли на бульвар Сегин, где покупали свежий выпуск Vogue или Paris Match, а потом, сидя на скамейке, с упоением его разглядывали. Она покупала сыну все, что тот просил для собственного творчества — альбомы, краски, кисти. Она водила его в оперу, театр и кино, где они оба смотрели фильмы с любимой Вивьен Ли. В 17 лет, когда Ив Сен-Лоран выиграл свое первое модное соревнование, Люсьен в ту же секунду отправилась с сыном туда, где творили настоящую моду — в Париж. Ив и его мать все время были рядом, Люсьен была свидетельницей всех его побед и потерь, взлетов и падений. Их история оборвалась в 2008 году, когда в 71 год от рака мозга скончался сам дизайнер. Мадам Сен-Лоран умерла только через два года, когда до столетнего юбилея ей оставалось меньше трех лет.
Ив славился умением завораживать женщин одним своим присутствием. Его любимые клиентки целиком полагались на вкус дизайнера, не осмеливаясь возразить французскому кутюрье. Одной из таких поклонниц была Катрин Денев — пожалуй, самая известная муза французского дизайнера. Стройная блондинка была самой многообещающей звездой французского кинематографа 60-х годов — то есть времени, на которое и приходится творческое становление Сен-Лорана.
Дизайнер и его муза познакомились случайно, когда Денев заглянула в бутик в поисках идеального платья для встречи с британской королевой Елизаветой II. Ив буквально влюбился в ее длинные белокурые локоны, большие глаза и правильный овал лица: дизайнер ждал, когда Денев обратится к нему вновь. И это случилось: Катрин заказала у Сен-Лорана платье для премьеры «Девушки из Рошфора» (Les demoiselles de Rochefort), а затем предложила Иву сшить ей костюмы для фильма «Дневная красавица» (Belle de jour). С тех пор они не расставались, а Катрин была неизменной гостьей на каждом показе французского дизайнера.
«Мы часто пишем друг другу. Я зову ее “Моя милая Катрин”, а она шлет мне розы», — писал дизайнер в 1992 году.
Другой поклонницей творчества Сен-Лорана была Бетти Катру — длинноногая астеничная блондинка, на которой его знаменитый смокинг сидел, как влитой. Они познакомились в гей-клубе Chez Régine, и место знакомства предопределило их отношения. «Когда мы встретились, в сознании у каждого у нас случился настоящий переворот. После той ночи мы жили только ради удовольствия, двое — против целого мира», — вспоминала Бетти.
Бетти была канонической красавицей для 60-х годов: высокий рост, андрогинный тип фигуры, роскошные волосы и не менее роскошная улыбка. Она походила сразу на двух тогдашних икон — Аниту Палленберг, сыгравшую вместе с Джейн Фондой в знаменитой «Барбарелле» (Barbarella), и Джейн Биркин одновременно. Сен-Лоран даже называл ее своим женским воплощением, и считал, что она прекрасно смотрится в его одежде. «Все, как я люблю», — говорил он про свою музу.
Катру неизменно отказывалась работать на Сен-Лорана и получать от него деньги, настаивая на том, что их отношения лучше, чем рабочие: они дружеские. В марте 2018 года, спустя 10 лет после смерти своего любимого друга, Бетти Катру снялась в рекламной кампании французского бренда Saint Laurent. За ее возвращение ратовал нынешний креативный директор марки Энтони Ваккарелло, чей разбитной и сексуальный стиль воплощает образ жизни богемного Парижа полувековой давности.
История модного Дома Yves Saint Laurent немыслима и без Лулу де ля Фалез, богемной шатенки, чей стиль служил перманентным вдохновением для этнических коллекций модельера 70-х годов. Их встреча произошла в конце 60-х годов, когда де ля Фалез работала младшим редактором журнала Queen. Говоря о кончине своего друга, Лулу не терпит слова «муза» в свой адрес. «Муза — это девушка, которая выглядит очаровательно или завораживающе, но при этом остается довольно пассивной. Я не была пассивной», — сказала она. Слова экспрессивной шатенки подтверждает и партнер Ива Сен-Лорана Пьер Берже: «Она советница и соучастница», — сказал он.
Ее участие в жизни ателье было колоссальным, хотя сама она говорит, что вначале и понятия не имела, чем будет заниматься. Она была больше, чем просто помощницей, а Ив советовался с ней буквально по каждому вопросу: от выбора основного цвета коллекции до кастинга моделей. Она могла и украшения нарисовать (что в конечном счете и стало ее главным занятием), и с Мужиками (так звали французских бульдогов Ива Сен-Лорана) погулять. Сен-Лоран обсуждал с ней все свои идеи, и услышать ее мнение было для него очень важно. «Она — обаяние, поэзия, крайность, экстравагантность и элегантность одновременно», — писал модельер о подруге.
Сегодня Лулу де ля Фалез — легенда не только модного Дома Yves Saint Laurent. Ее чрезмерный, экспрессивный, богемный стиль вдохновляет дизайнеров и стилистов почти полвека, а цветастые платки, лихо закрученные тюрбаны и винтажные украшения, которые та нежно любила, сегодня не смотрятся странным излишеством во многом благодаря ей. Лулу скончалась в 2011 году — через три года после смерти ее любимого Ива Сен-Лорана.
Еще одной боевой подругой дизайнера была младшая дочь Пабло Пикассо Палома. Ей повезло родиться в семье самого прославляемого художника XX столетия, однако гены и стали ее самым большим испытанием. «Я всегда была очень застенчивой и тихой, а фамилия Пикассо значила, что я никогда не смогу быть самой собой», — писала она. С Ивом Сен-Лораном большеглазая брюнетка познакомилась в 1969-м — всего через год после начала карьеры в дизайне ювелирных украшений. Вдохновленная успехом своих первых поделок из хрусталя и камней, найденных на задворках блошиных рынков, она не побоялась показать дизайнеру свои творения. И не прогадала: Сен-Лоран немедленно поручил ей их создание. Дизайнер и его подчиненная в итоге сблизились, и Палома стала музой самой скандальной коллекции дизайнера — знаменитой The Forties Collection 1971 года, посвященной Второй мировой войне и фашистской окупации французской столицы.
Палома водила дружбу еще с одним культовым дизайнером эпохи — Карлом Лагерфельдом. Карл и Ив на дух не переносили друг друга, поэтому Палома меж двух заклятых врагов балансировала с аккуратностью эквилибристки. Решающим моментом стала свадьба испанки в 1973 году, для которой Пикассо выбрала белый жакет, блузу и перчатки от… Сен-Лорана. Позже на банкете при свечах, который проходил в салоне Карла, искусная подруга появилась в атласном платье от… Лагерфельда. В тот же вечер они отправились в Le Palace, где Ив и Карл, на день забыв о многолетней вражде, обнялись и вместе танцевали фламенко.
Одной из последних муз французского дизайнера стала Летиция Каста. Именно Сен-Лоран на заре нового миллениума помог знойной француженке закрепить звание суперзвезды подиума, а затем — и просто суперзвезды: Летиция, имея внушительный бэкграунд в модельном бизнесе, с 1999 года снимается в кино. «Ив Сен-Лоран был первым мужчиной, рядом с которым я почувствовала себя женщиной. Мы оба были очень тихими и чувствительными, мы держались друг за друга. Мы были как двое в океане, не давая друг другу утонуть. Я очень скучаю по нему, потому что встретить такого человека, как он, можно только однажды. Если очень повезет…» — сказала она в интервью Harper’s Bazaar.
Henüz yorum yazılmamış.